Сервисные лифты
Сервисные лифты относят к категории малых грузовых лифтов. В этот класс входят компактные подъемники для ресторанов, кафе, коттеджей и двухуровневых квартир и оборудование для складов, офисов и банков, медицинских, торговых и социальных заведений.
Сфера применения
Можно выделить несколько направлений, в которых целесообразна установка сервисных лифтов. Основные категории:
- Рестораны и кафе. На предприятиях сферы услуг даже несколько секунд имеют значение. Так, на подъем блюд по лестнице может потребоваться до 5 минут, с помощью подъемника на это придется потратить меньше 1 минуты. Выгода очевидна: больше обслуженных посетителей, выше степень удовлетворенности клиентов(меньше ждать).
- Прачечные, отели, хостелы. В таких заведениях служебные помещения часто расположены в цокольном этаже, для многих из них характерна коридорная система. Сервисный лифт существенно снижает нагрузку на персонал, уменьшает утомляемость, повышает продуктивность труда. И дополнительный плюс — обслуга не ходит по коридорам с грязным бельем, инвентарем и инструментами.
- Химчистки, архивы, библиотеки, другие заведения, где есть потребность в перемещении грузов между этажами, но пассажирский лифт для этих целей не совсем подходит.
- Приватные апартаменты. Например, если кухня расположена на первом этаже, а гостиная — на втором. Скажете, можно воспользоваться пассажирским лифтом? Да, это так, но гораздо удобнее сервисный подъемник, оснащенный полочками с подогревом. Увеличение интереса к малым грузовым лифтам вызвано несколькими причинами: потребляют меньше энергии, чем пассажирские, их функционал адаптирован под конкретные потребности, доступная стоимость.
Классификация сервисных лифтов
По грузоподъемности и уровню загрузки различают два типа сервисных лифтов: загрузка с уровня 700-900 м от пола - рассчитаны на 5−200 кг и с загрузкой на уровне пола, позволяющие перемещать предметы до 300 кг. Рассмотрим особенности подъемников, предназначенных для решения разных задач:
- Для заведений общественного питания. В среднем их грузоподъемность составляет 50−100 кг. Ширина кабины — в пределах 50−90 см, высота — до 1 м. Внутренние стенки выполнены из пищевой нержавеющей стали или с гальванизированным покрытием. Дверцы вертикально-раздвижные или распашные. Полки в кабине — обычные или с подогревом. Кабина чаще всего непроходная, высотность — до 2−3 этажей.
- Лифтовое оборудование для сервисных служб. Предназначено для перемещения непродовольственных грузов, максимальная масса которых — 300 кг (в зависимости от модели). Как правило, промежуточные остановки отсутствуют, кабина чаще всего непроходная.
- Малые грузовые лифты (подъемники) для магазинов и складов используют для перевозки грузов массой до 300 кг: бытовой техники, строительных материалов, электроники и иной продукции. Применение лифтов дает возможность в несколько раз увеличить производительность и облегчить труд сотрудников. В зависимости от специфики бизнеса сервисные лифты приспосабливают для перевозки грузов определенной категории.
Технические характеристики
Чаще всего сервисные лифты устанавливают в металлокаркасную самонесущую шахту. Основные параметры: - грузоподъемность — от 50 до 300 кг;
- загрузка с 1−3 сторон;
- материал изготовления кабины — нержавеющая сталь, оцинкованная сталь или обычная сталь с порошковым напылением (для определения цвета применяется вся палитра RAL);
- шахта выполнена из стальных уголков или профилей;
- тип панели управления — микропроцессорная, не исключен также вариант применения релейной схемы для бюджетных лифтов и подъемников;
- мощность — в пределах 0,75−1,47 кВт. Оповещение о прибытии кабины сервисного лифта осуществляется с помощью звукового сигнала. Машинное помещение (предусмотрено не во всех типах оборудования) располагается в верхней или нижней части шахты, иногда сбоку. Движение кабины обеспечивается с помощью привода и стальных тросов (до 100 кг) или несущих цепей (до 300 кг). Уравновешивание лифта осуществляется за счет противовеса (специальных грузов в металлокаркасной раме).
Особенности
Сервисные лифты издают меньше шума, чем пассажирские, потребление энергии тоже существенно ниже. Другие особенности: - минимальная нагрузка на несущую часть здания;
- простота установки — шахта закрепляется внизу и вверху;
- меньше остановок, чем в пассажирском лифтовом оборудовании;
- ширина и глубина — до 100 см, высота — в пределах 600−1200 мм. Технические характеристики, отделка и размеры у разных производителей могут отличаться.
Среди импортных производителей следует выделить компанию BKG (Германия), которая специализируется на выпуске сервисных подъемников. Под этим брендом изготавливают несколько видов лифтов:
Бренды - Подъемники с загрузкой 700−900 см от пола с потреблением энергии 0,75−1,5 кВт, по мощности сравнимые с электрочайником. Практически все оборудование оснащено вертикально-раздвижными дверями, электронная панель управления, подача звукового сигнала. Популярные модели BKG 50.45, BKG 100.45, также есть более мощный вариант — BKG 300.30. В основном используют на кухне.
- С проходной кабиной: типа BKG 50.45/7. Востребованы преимущественно на частных объектах и в мини-гостиницах.
- BKG 100.45/41 — эту модель стоит выделить особо, так как лебедка в ней расположена внизу, поэтому шумит она намного меньше. Когда, например, кухня расположена в цокольном этаже, а подача блюд осуществляется на верхние уровни, то целесобразно для снижения шума применить именно эту модель, с нижним расположением привода.
- BKG 300.30/11 и 100.30/9 — используют преимущественно для доставки сырья, продовольствия, полуфабрикатов.
Выпуском сервисных лифтов в России занимается Щербинский лифтостроительный завод. Под этим брендом производится оборудование грузоподъемностью только 100 и 250 кг. Так как подъемники устанавливают в основном в самонесущую шахту, монтаж возможен на любой стадии строительства и даже после сдачи объекта в эксплуатацию. При выборе сервисного лифта необходимо обратить внимание на такие характеристики: грузоподъемность, габариты, функциональность, элементы безопасности, класс энергопотребления.