Я спекся на 153-й отметке. Сразу уточню: те, кто работает на Останкинской телебашне, слово "метры" почему-то не произносят. В ходу другая терминология: "работаю на та-кой-то отметке". - Передохнем? - предложил я своим сопровождающим, начальнику лифтового хозяйства телебашни Василию Гольцову и руководителю работ по монтажу скоростных лифтов Владимиру Чаплину. - Передохнем,- улыбнулся Гольцов. - Спина еще не мокрая?
УПАДЕТ, НЕ УПАДЕТ...
Три с половиной года назад, а точнее, 27 августа 2000 года, на Останкинской телебашне случился пожар. Погибли люди. Сгорели силовые кабели, скоростные лифты, полопались стальные тросы толщиной с кулак, натянутые внутри ствола "московской иглы" и придававшие уникальному сооружению устойчивость. Телебашня высотой в540 метров не потеряла расчетные характеристики. "Упадет - не упадет?" - были у специалистов и такие опасения. Но башня, творение и гордость Москвы возрастом в 33 года, выстояла. Через сутки огонь был потушен. Убытки составили многие миллионы долларов. Перед экспертами стоял резонный вопрос- ремонт или демонтаж? Мне кажется, что второй вариант был следствием шока от случившегося и хронического безденежья. Постепенно, месяц за месяцем, телевышку начали возвращать к жизни. Сделать это было ох как трудно. Потому что основа основ высочайшего сооружения столицы- лифты. И в Останкино я приехал на минувшей неделе именно с одной целью - увидеть, как идет монтаж скоростных лифтовых систем. Ведь без них не попадешь на знаменитую смотровую площадку, в не менее знаменитый ресторан "Седьмое небо". Передатчики всех систем различных компаний работают исправно. Но нет лифтов - нет жизни наверху. Пока башня полужива.
ВСЕ РЕШАЛА ОБЫЧНАЯ БАДЬЯ...
Перед подъемом на телебашню мы остановились у ее основания, между двух опор. Рядом на площадке размером с футбольное поле стояли аккуратные деревянные ящики.- Здесь их триста, - рассказывал Василий Гольцов.- В них - оборудование для четырех скоростных лифтов, все до последней гайки. Половина ящиков уже пустые - механизмы подняли, собрали и установили в машинных помещениях на 357-й и 364-й отметках. Поднимемся туда, сами и увидите. - А вот и наша бадья, - показывает мне Чаплин. - Она главный помощник монтажников и строителей в ремонте и восстановлении башни. Передо мной лежало стальное корыто, в котором на обычных стройках кран поднимает на этажи раствор. Даже я, дилетант в монтажном деле, смекнул, сколько сил, нервов, ума и всего прочего необходимо, чтобы поднять по внешней стенке башни на отметку"360" одну лебедку для скоростного лифта. Весит она всего ничего - 7,5 тонны. Их четыре. Поднимали, естественно, в разобранном виде. Каждый ящик около 800 кг. Но если учесть, что поверхности механизмов обработаны с высочайшей степенью чистоты и точности, а при сборке все решают микроны, то для монтажников груз был сравним разве что с полным ящиком бокалов из богемского стекла. - На 360-й отметке - балкон с лебедкой, - продолжал Чаплин. - Уже наверху груз затаскивали внутрь и через технологические проемы бережно расставляли в помещениях. Сегодня оборудование смонтировано, но пока не подключено...
ПЛЮС-МИНУС МИЛЛИМЕТР...
В Останкинской телебашне - семь лифтов. Четыре - суперсовременных, мчащихся со скоростью семь метров в секунду. Два - антенных, высотой 90 и 30 метров. Они тоже не работают. И еще один, как его здесь называют, пятый - хозяйственный, поднимающий людей от основания башни до 53-й отметки в так называемой конусной части"иглы". На нем мы доехали, судя по кнопочкам в кабине, до 13-гоэтажа .- Все, приехали. Дальше только по лестнице, - сказал Гольцов. Ступеньки и пролеты узкой железной лестницы считать не стал. Цифра известна - 2007 ступеней. От основания до смотровой площадки (337 метров) спортсмены взбегают по ним за 10-11 минут. Но так как у меня была цель забраться, увидеть, написать и при этом не умереть от инфаркта, я особо не спешил.- До 279-й отметки, - рассказывал по ходу Владимир Чаплин,- в пролете 12 ступенек, выше -11, но лестница покруче. Ствол-то сужается. До конечной точки было еще далеко, но мы вдруг свернули с лестницы в сторону, прошли железную дверь, и мне открылась внутренность бетонного ствола башни. Мы стояли на так называемой кольцевой площадке. Именно здесь наглядно видишь внутреннее устройство московской "иглы". По бетонным бокам уходили вверх и вниз те самые толстенные стальные канаты, поблескивая новизной. Натянуты они с усилием в 70 тонн каждый. А в центре ствола - основа всех коммуникаций - металлоконструкции из прочных стальных швеллеров и уголков. Здесь нет никаких ограждающих щитов, поэтому все как на ладони. Заглянешь вниз - темная бездна, посмотришь вверх - то же самое. В центре четыре шахты для скоростных лифтов, рядом - силовые кабели, шахты связи, сантехники. - Вот эти две - показывает Гольцов, - шахты первого и второго лифтов. До 153-й отметки монтажники уже подвесили плети направляющих. Две для кабины, две - для противовеса. Они еще не прикреплены намертво к металлоконструкциям. Это произойдет в ближайшее время, и за этим будет наблюдать, контролируя работу, шеф-монтажник германской фирмы, изготовившей лифтовое оборудование. Я уже знаю, что направляющие плети крепятся к металлоконструкциям шахты с зазором плюс-минус миллиметр. Если зазор будет больше, лифт на такой скорости начнет кидать из стороны в сторону. На кольцевой площадке я отчетливо понял, почему ремонт телебашни длится так долго. Когда в 2000 году здесь сутки стоял огненный ад и перегорали стальные канаты - что говорить о металлоконструкциях шахт? Они деформировались, разрушались от высокой температуры. Сегодня рабочие и инженеры монтажно-строительного управления №116 восстанавливают именно их, усиливая и заменяя ненадежные. Они, как говорится, создают и выверяют геометрию шахт. И только после этого можно закреплять направляющие для лифтов. Наверх на руках по лестнице ничего, кроме молотка, не занесешь. Вот и стала бадья (одна снаружи, другая в шахте одного из лифтов) панацеей.
С МОКРОЙ СПИНОЙ
На отметку "357", где расположено первое машинное помещение, поднялись за 45 минут. Спина была мокрая. Дальше вверх уходила винтовая лестница на 10 метров. Еще выше пойдут лестницы вертикальные. Огляделся, посмотрел лебедки, поблескивающие ярко-желтой краской, шкафы управления, ограничители скорости, рубильники. Все аккуратно зачехлено. В машинных помещениях тесновато и довольно прозаично. Человеку трудно представить, например, что лебедки вскоре будут разматывать и наматывать с огромной скоростью восемь несущих стальных канатов по 400 метров длиной и диаметром 16-20 мм. - Руки у наших ребят золотые, - говорил Владимир Чаплин.- И опыт, само собой. Бригадир Михаил Яковлев, звеньевые Владимир Шатлаев и Олег Степанов со своими ребятами - истинные мастера своего дела. Владимир Геннадьевич о себе сказал скромно. В Союзлифтмонтаже - 30 лет. На телебашне до пожара работал много: заменял канаты, постоянно следил за направляющими, ведь башня качается, постепенно зазор в миллиметр уходит, его надо подправлять. По моим прикидкам, Чаплин на лифтах и пешком за свою жизнь давно добрался бы до Луны.
МОНТАЖНИКИ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ
Накануне моего восхождения на 364-ю отметку телебашни мы сидели за неспешным разговором с генеральным директором головного предприятия ОАО "Союзлифтмонтаж" Леонидом Матвеевым. Точнее, рассказывал хозяин кабинета, а я внимательно слушал. - Понимаешь, Владимир, - говорил Леонид Александрович, - монтажник - это не профессия, а состояние души. Вообще лифтовики народ подвижный и неприхотливый. Попробуй на высотке монтировать уникальное оборудование, когда и вдвоем повернуться-то негде! А опыт, как и в любой деятельности, приходит с годами. С другой стороны, попробуй походить пешком на 364-ю отметку телебашни - 113-й этаж! Тяжело. Стараемся людей в зрелом возрасте перевести на систему обслуживания, полегче там. Ни в какую! "Я же монтажник", - говорит и лезет вверх. А в основном люди у нас образованные, сильные и физически, и психологически. ОАО "Союзлифтмонтаж" в феврале исполнилось 55 лет. Жизнь сегодня заставила фирму выполнять заказы клиентов под ключ: от проекта до приобретения оборудования, от монтажа до обслуживания после ввода в строй. Многие уникальные лифты в России и ее столице исполнены коллективом специалистов Союзлифтмонтажа. Я, например, впервые услышал, что в храме Христа Спасителя - 15 лифтов. Госдума, МГУ, МИД, Байконур - не перечислишь всех адресов, где трудились монтажники. В Кремле, например, монтировали позолоченные кабины с венецианским хрусталем. Так там работали в белых перчатках.
И ДО КАБИН ДОЙДЕМ...
Спускались не спеша минут 25. По пути заглянули на смотровую площадку. Здесь все обновилось - и полы, и потолки, и стекла. День был ясный и солнечный. И красивейший вид на столицу. И тишина! Как же здесь не хватает гомона людей, восторженных возгласов:"Вон мой дом! Видишь?"- А когда кабины монтировать будете? - спрашиваю Чаплина.- Рано еще. Обычно, когда оборудование всей системы соберем процентов на 70, тогда и начнем. Их же повредить можно. Ведь они уникальны и оснастка на них такая же. Все существующие в природе лифты с подвесными кабелями - кабине нужна связь, энергия. А здесь кабина без кабеля. Скорость такая, что если бы он был, обязательно бы зацепился за металлоконструкции шахты. Немецкий концерн "Тиссен" (первые лифты до пожара тоже были его) создали индуктивный метод подачи энергии на кабину. Аналогов нет.- Монтажники, наверное, после работы долго спускаются вниз? Ведь устают за смену? - По-разному, - улыбается Чаплин. - Когда зарплату дают, за 12 минут сбегают.