Лифты для вокзалов и метро. Эскалаторы и траволаторы.
Оснащение вокзалов и метро специальными лифтами в основном связано со стремлением облегчить труд персонала и сделать доступнее эти объекты для маломобильных граждан. Подъем и спуск обычных пассажиров осуществляется на эскалаторах и траволаторах. Чаще всего станции метрополитена и вокзалы с аэропортами оснащают более мощными и выносливыми моделями подъемного оборудования, способными выдержать интенсивную эксплуатацию.
Пассажирские лифты
Для установки на вокзалах и лифтах подойдут лифты в антивандальном исполнении. Площадь кабины должна быть достаточной, чтобы помимо инвалидной коляски (с учетом ее разворота) помещался сопровождающий. Хотя четкие нормы отсутствуют, рекомендуется использовать более износостойкое оборудование, рассчитанное на очень интенсивную работу:
- с высокой грузоподъемностью — от 1000 кг и более;
- с шириной дверного проема не менее 900 мм — это сделает возможным проезд маломобильных лиц на колясках;
- скорость — от 1 м/с и выше;
- тип привода — электрический, так как гидравлические лифты не рассчитаны на большой пассажиропоток.
Компоненты лифтового оборудования должны быть очень надежными, чем в обычных пассажирских моделях с низкой интенсивностью эксплуатации.
Служебные лифты
Служебные лифты - это лифтовое оборудование предназначено для нужд почтовых служб, багажных отделений и персонала. Для этой цели подойдут грузопассажирские лифты, например, производства Kleemann, грузоподъемностью до 4000 тонн. Неплохой вариант — модели производства Shanghai Mitsubishi Elevator Co.(Китай). Для перемещения грузов массой до 1600 кг стоит присмотреться к продукции Witchel, которая обойдется существенно дешевле, чем импортные аналоги.
В зависимости от специфики эксплуатации стоит предусмотреть установку интеллектуальных систем управления. В частности, интересные решения предлагает Челябинский лифтовой завод Witchel — система управления Maestro подходит для управления группой лифтов до 25 штук. Есть отличные варианты и у европейских компаний IMEM, CMM, Kleemann.
Траволаторы и эскалаторы
Хотя многие считают, что траволаторы и эскалаторы взаимозаменяемы, на самом деле это не так. При высоте подъема от 15 м и более целесообразна установка эскалаторов под углом от 12 до 30°, при высоте до 6 м допускается установка конструкций под углом 35°. На вокзалах устанавливают модели с высотой подъема до 13−15 м, в метро глубина исчисляется десятками и сотнями метров. Ширина ступеней стандартная — 800 или 1000 мм, в особых случаях - 1200мм.
Если надо обеспечить спуск людей и грузов на высоту до 15 м, целесообразна установка траволаторов, их часто называют «живыми дорожками». У них нет ступеней, рабочая поверхность плоская и состоит из металлических частей. Главный плюс траволаторов — подходят для транспортировки негабаритного багажа и провоза маломобильных пассажиров.
Разумно планировать установку подъемного оборудования на этапе проектирования объекта, еще до его строительства, но часто приходится иметь дело с реконструируемыми вокзалами и станциями метро. Пожалуй, лучшие решения для этого предлагает испанская компания IMEM, выпустившая специальную серию лифтов для объектов этой категории. В частности, серию Siens-Pro. Похожие варианты есть у Shanghai Mitsubishi Elevator Co.(Elenessa) и Kleemann. Речь идет о лифтах без машинного отделения и с минимальным приямком, которые легко установить в уже эксплуатируемых зданиях.