Лифты для высотных зданий
Схемы работы лифтов
Наибольшая интенсивность пассажиропотока характерна для общественных зданий: гостиниц, бизнес-центров, общественных и государственных учреждений. При проектировании таких объектов предстоит решить несколько задач: сократить время ожидания лифта и поездки, оптимизировать энергопотребление — кабины должны по минимуму ездить пустыми.Классический вариант
При такой системе работы лифтов существует посадочный этаж, как правило, первый, есть несколько групп, каждая из которых обеспечивает движение в определенной зоне: с 1 по 10 этаж, с 10 по 20 и так далее. Таким образом, кабина из второй группы «перелетает» на 12 или 15 этаж, никогда не останавливаясь в «слепой» зоне(1−10 этажи). Что это дает? Возможность быстро доехать до верхних этажей практически без остановок.
Sky Lobby
Иногда классическая схема оказывается не совсем эффективной, поэтому была создана система Sky Lobby. Заключается в разделении здания на несколько зон, на каждой из которых функционирует отдельная группа лифтов. Шахта проложена не по всему зданию, а только через ограниченное количество этажей. Объединение зон осуществляется с помощью лифтов-шаттлов, которые останавливаются только на «пересадочных» этажах" — всего у них получается не более 4 остановок.
Особенности лифтов для высотных зданий
В конструкции лифтового оборудования для зданий с большим количеством этажей предусмотрено все для безопасности людей и их комфорта. Основные отличия от лифтов для малоэтажных зданий:
- Аэродинамическая форма кабины — предусмотрена при скорости от 6 м/с и выше. Сделано это для того, чтобы уменьшить сопротивление воздуха, эффект достигается за счет обтекателей, устанавливаемых в верхней и нижней части кабины.
- Роликовые башмаки — они меньше шумят и вибрируют, обладают большей износостойкостью, чем башмаки скольжения, их применение оправданно в лифтовом оборудовании со скоростью от 2,5 м/с.
- Усиление деталей, на которые оказывается повышенная нагрузка: направляющих, кронштейнов, дверок.
При установке группы лифтов существует техническая возможность установки двух кабин, работающих в одной шахте — это пожелание относится к категории скоростного оборудования (от 4 м/с и выше).
Управление лифтами в высотных зданиях
Традиционный вариант, когда спускающаяся кабина останавливается на всех этажах, где нажата кнопка вызова, приводит к повышенному энергопотреблению в высотных зданиях. Чтобы решить эту проблему, производители предлагают несколько вариантов:
- При вызове кабины пассажир указывает, на какой этаж ему надо — приказная панель находится возле площадки ожидания, в кабине она может отсутствовать. Упрощенный вариант — указывают только направление(«вверх» или «вниз»), а конкретный этаж — только после входа в кабину. Таким образом, кабина останавливается только в том случае, если ей по пути и загрузка кабины не превышает 80%.
- Станции управления группами лифтов — позволяют решать многие задачи: ограничивать доступ определенным категориям пользователей, устанавливать режимы работы оборудования в зависимости от загруженности, времени суток и иных параметров. Чаще всего управление лифтами интегрируют с автоматизированным комплексом управления объектом. Это решение отлично подходит для коммерческих зданий, в частности, бизнес-центров.
- Интерактивные технологии — служат для оповещения пассажиров, выбора оптимального варианта движения, информирования о пересадочных этажах.
Больше всего энергии лифт потребляет в момент старта — благодаря интеллектуальным решениям число запусков удается существенно сократить.
Пожарные лифты / Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений
Вопреки бытующему мнению, лифт для перевозки пожарных подразделений предназначен не только для пожарных - это обычный пассажирский лифт с площадью кабины минимум 2100х1100 мм или 1100х2100 мм. В обычном, нормальном режиме, лифт используется как пассажирский и работает как самостоятельная единица, так и может быть в составе группы лифтов. Однако, в случае срабатывания аварийной пожарной сигнализации в здании, в отличие от остальных пассажирских лифтов, он переходит в режим ППП (перевозка пожарных подразделений) и игнорируя все вызовы с этажей и приказы из кабины отправляется на посадочный этаж, где и стоит до приезда сотрудников МЧС. В крупных высотных зданиях обязательно положено помимо обычных пассажирских лифтов установить пожарные, предназначенные для транспортировки сотрудников МЧС. Сколько их должно быть? Это зависит от этажности, площади здания и других параметров — расчет осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52382−2005, помимо этого следует учитывать требования ГОСТ Р 53296−2009. Еще для каждого объекта есть СТУ, разработанные с учетом его характеристик.
Запуск пожарного лифта осуществляется с помощью специального ключа. Конструктивные особенности:
- Панель управления — с кнопками нажимного действия, сенсорные модели запрещены. После прибытия на этаж двери необходимо открыть путем нажатия специальной кнопки.
- Замедленное движение дверных створок — у пожарных есть несколько секунд, чтобы оценить обстановку на этаже и степень риска для жизни и здоровья.
- Огнестойкость дверей шахты у пожарных лифтов — не менее 60 минут.
- Скорость лифта с режимом ППП должна быть такова, чтобы весь путь от самого верхнего этажа и до самого нижнего, посадочного, кабина преодолела не более чем за 60 секунд.
В России и за рубежом выпуском пожарных лифтов занимаются все заводы-производители лифтов.
Бренды
Маэстро WITCHEL - отечественная cистема интеллектуального управления группой лифтов в 2021 году.
Система контроля направления LISA производства Schneider Steuerungstechnik GmbH о которой Вам напишем в следующей статье.Лифты китайского производителя 上海三菱 电梯 - Shanghai Mitsubishi Elevator Co
Самый скоростной лифт, самой популярной в мире компании Митсубиси установлен в Шанхайской башне. Скорость движения кабины около 19 м/с.