Есть ли особые требования к лифтовому оборудованию для выставочных центров и музеев? Четкие стандарты не установлены, поэтому проектировщики имеют свободу выбора. При сравнении моделей стоит обратить внимание на предназначение лифта (служебный или пассажирский), вместительность лифта, возможность монтажа и дизайн, который должен полностью соответствовать концепции здания музея.
Зачем в музее лифты?
Необходимо обеспечить подъем/спуск посетителей и персонала, в том числе с экспонатами. Стоимость типового оборудования исчисляется несколькими десятками тысяч евро, а если это эксклюзивный лифт, то и сотен тысяч! Насколько целесообразна его установка? Судите сами:
- гостям будет комфортнее перемещаться между этажами музея, в особенности людям преклонного возраста или с нарушением двигательных функций — лестница перестанет быть для них препятствием;
- не надо тратить много времени на переход с одного этажа на другой — люди смогут увидеть больше экспонатов, в особенности это важно для экскурсионных групп, которые всегда спешат;
- облегчение труда персонала при перевозке громоздких предметов экспозиций: картин, фарфоровых изделий, макетов и прочих. Установленный срок службы лифта — 25 лет, поэтому затраты на его приобретение и монтаж окупятся в любом случае.
Пассажирские лифты для музеев
При выборе оборудования для установки в экспозиционных залах следует учесть специфику его эксплуатации и потребности посетителей. Основные моменты:
- Большая вместимость. Ориентировочная численность экскурсионных групп — от 10 до 25−30, а в некоторых случаях 50 человек. Будет удобнее, если все участники смогут подняться/спуститься за 1 -2 поездки.
- Тип лифта — панорамный или закрытый. Первый вариант предпочтительнее, так как дает возможность посетителям видеть залы во время движения кабины, второй лучше подходит для старинных зданий, в которых стеклянная кабина и шахта могут плохо сочетаться с другими предметами интерьера.
- Система управления. В большой кабине вместимостью от 20 людей стоит предусмотреть выбор оптимального режима в зависимости от загрузки, это даст возможность повысить энергоэффективность оборудования.
- Автоматизация. Распашные двери для музейных лифтов не лучший вариант, раздвижные горизонтальные автоматические двери будут намного удобнее.
Тип привода (гидравлика или электрический) выбирают с учетом этажности. Так, если речь идет о башне высотой от 25 м, однозначно потребуется электрический лифт, для малоэтажных зданий доступны оба варианта.
Дизайн пассажирских лифтов для музеев
Стандартные решения не подойдут, так как необходимо подчеркнуть атмосферу музея. Возможные варианты:
- Стилизация под старину: деревянная отделка кабин, медная панель управления, мраморный пол(или любого другого натурального камня), классические светильники.
- Современные интерьерные направления: металл, стекло, точечное освещение.
- Футуристический дизайн, со смелыми сочетаниями цветов, яркими декоративными элементами.
- Отделка внутреннего пространства зеркалами — создаст эффект простора внутри кабины.
Кабина панорамных лифтов может иметь особую форму или стеклянный пол, какие-то декоративные элементы. Внутри помимо переговорного устройства иногда присутствует информационный дисплей.
Служебные лифты для музеев
Главное предназначение оборудования — транспортировка экспонатов между этажами музея. Габариты кабины подбирают с учетом размеров самых крупных предметов экспозиции. Так, минимальная ширина — 1,1 м, максимальная — до 5−10 м, грузоподъемность может достигать и 12 и 20 тонн. Доступ к панели управления в служебных лифтах музеев осуществляется с помощью ключа, обычный посетитель не сможет пробраться в помещения с ограниченным доступом.
Повышенные меры безопасности — еще одна отличительная особенность лифтов для музеев. Обязательный элемент — система видеонаблюдения, дополнительные средства защиты — датчики, сигнализация, другие устройства, осложняющие хищение экспонатов. Важные характеристики:
- Высокая точность подачи на этаж — даже незначительное отклонение может стать причиной повреждения ценных картин и предметов искусства.
- Отсутствие машинного отделения, в особенности при монтаже в старинных зданиях.
- Повышенная прочность деталей, на которые оказывается нагрузка. В отличие от обычных объектов, где предусмотрена профилактика оборудования раз в квартал и реже, в музеях контроль над состоянием механизмов осуществляется чаще. Практически все лифты для музеев изготавливают на заказ — это обусловлено особыми требованиями и нестандартными техническими характеристиками. При проектировании оборудования специалисты учитывают особенности здания и специфику его деятельности.
Бренды
Большой выбор подходящих для музеев лифтов предлагает компания IMEM, в частности, модели Silens-Pro Mega (12 тонн), также под этим брендом выпускаются панорамные модели. Отличные варианты есть у Kleemann (до 9 тонн), например, Atlas MRL, а если это решение не подходит, тогда стоит обратить внимание на серию HOPE-II от Shanghai Mitsubishi Elevator Co. Есть и отечественные модели грузоподъемностью до 5 тонн — их производят два завода: Щербинский лифтовой и Карачаровский механический.
Идеальный вариант для установки в зале — оборудование от IMEM: панорамные лифты вместимостью от 30 человек и более. Особенно интересные безредукторные модели, потребляющие меньше энергии и менее трудоемкие в обслуживании.