
Лифт - одно из самых гуманных достижений технического прогресса, позволяющее человеку без усилий покорять большие высоты за считанные секунды. Сегодня без лифтов немыслимо ни одно современное здание, будь то муниципальное жилье, офисный небоскреб или частный коттедж.
С тех пор как в 1855 году американец Элайша Грейвс Отис изобрел первый в мире безопасный лифт, исключавший возможность падения кабины при обрыве канатов, устройство лифтов не претерпело существенных изменений. Конструкция подъемных машин довольно консервативна, и главная цель новых технических разработок - повышение надежности всех элементов и узлов лифтового оборудования.
Лифты сегодня выполняют самые разнообразные функции. Например, они используются для бережной транспортировки пациентов в медицинских учреждениях, подъема пожарного оборудования. На лифте можно поднять громоздкую мебель на последний этаж или поднос с чашкой кофе из кухни в гостиную. Существуют лифты для экскурсионного обозрения (панорамные). Но все это разнообразие сводится к двум типам, различающимся принципом устройства приводной системы: электрическим и гидравлическим. Электрический лифт - это классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем. В редукторной или безредукторной системах с канатоведущим шкивом, применяющихся соответственно для подъема на среднюю и большую высоту, кабина лифта удерживается в шахте несколькими стальными шахтными канатами, обычно двумя шкивами и противовесом. Вес кабины и противовеса обеспечивает достаточное сцепление между шкивами и шахтными канатами, чтобы шкивы могли удерживать канаты, двигать и удерживать кабину без излишнего проскальзывания. Кабина и противовес движутся по вертикальным направляющим, которые служат для предохранения от раскачивания.
В гидравлической системе, используемой преимущественно для низких зданий при подъеме на высоту до 15 м, где умеренная скорость движения кабины приемлема, кабина соединена с верхней частью поршня, который движется вверх-вниз в цилиндре. Кабина движется вверх, когда масло накачивается в цилиндр из резервуара, поднимая при этом поршень. Таким образом, кабина гидравлического лифта "выталкивается" выжимным штоком за счет давления масла. Кабина опускается, когда масло возвращается в резервуар.

Революционная концепция лифта

Модернизация лифтового оборудования

Приставные шахты - лифт в каждый дом!

Каков дом - таков и подъем
Лифт - визитная карточка дома и его обитателей. Известно, что в многоквартирном жилье лифты эксплуатируются на полную мощность и перевозят самых разных людей. Поэтому в дизайне пассажирских лифтов учитывается не только эстетическая привлекательность, но и защищенность от посягательств некоторых обитателей дома. Лифты комплектуются приказными аппаратами так называемого вандалозащищенного исполнения. Стальные потолок, панели кабины и фасад окрашиваются специальными эпоксидными эмалями, устойчивыми к механическим повреждениям. В кабине монтируется панель управления с кнопками и накладками из нержавеющей стали. Крупные надписи и символы наносятся методом глубокой лазерной гравировки, поэтому не стираются и к тому же удобны для пассажиров с ослабленным зрением.
Малые грузовые лифты
В любом здании может возникнуть потребность в механизированной доставке каких-либо грузов с одного этажа на другой. Для этих целей конструкторами разработаны уникальные сервисные лифты грузоподъемностью от 5 до 300 кг. Такой лифт доставит товары со склада в торговый зал, почту из экспедиции в секретариат, покупки из гаража на кухню, поднимет завтрак из кухни непосредственно в спальню или кабинет. Сервисные подъемники могут быть вмонтированы в уже построенное здание. Преимуществом малого грузового лифта является то, что он движется в несущем шахтном каркасе, состоящем из металлических стоек, которые опираются на пол и крепятся к междуэтажному перекрытию. Затем этот каркас обшивается любым материалом, например, гипсокартоном, декоративными панелями или вагонкой. Сервисные лифты очень компактны и могут вписаться даже в камерное пространство. Минимальный размер кабины - 30x35 см, а максимальный - приблизительно 1x1 м. Габариты шахтного каркаса в зависимости от модели лифта по ширине и глубине соответственно больше кабины примерно на 30 и 20 см. Им не требуется машинное отделение большого размера. В классическом варианте компактный приводной механизм монтируется над шахтой, но может располагаться под ней или рядом. Достоинством подобных лифтов является высокая надежность и экономное энергопотребление. К примеру, лифт грузоподъемностью 50 кг потребляет всего 0,37 кВт, а 250 кг - 2 кВт.
Современный лифт способен двигаться настолько бесшумно и плавно, что в нем можно перевозить даже самые хрупкие грузы. Иногда при сдаче лифта установщики проводят эксперименты, поражающие воображение заказчиков. Например, перед запуском в кабину ставят бокал, наполненный "под обрез", и перевернутую на ребро монету. После подъема и спуска лифта эти предметы остаются в первоначальной позиции, будто лифт и не трогался с места. Плавность хода позволяет использовать эти машины не только для надежно упакованных грузов, но и для сервисных услуг в ресторане, гостинице или офисе. В лифт загружается поднос с сервированными блюдами и напитками, который будет доставлен на любой этаж в столь же привлекательном виде, как если бы он был принесен самым умелым официантом. Более того, кабина такого лифта может быть с подогревом, чтобы еда за время пути не остыла. Эти лифты, как и любые другие, можно монтировать не внутри здания, а на фасаде в приставной шахте. Однако такое решение, хотя и сэкономит небольшую полезную площадь, значительно увеличит расходы заказчика на утепленную наружную шахту.
Гаражные подъемники для автомобилей
Известно, что на Западе архитекторы очень рационально подходят к использованию полезной площади не только в частном жилье, но и в общественных зданиях. Сегодня в Европе почти во всех многоуровневых гаражах не проектируются пандусы для выезда и въезда машин, а устанавливаются подъемники для автомобилей. Они бывают различных модификаций и различаются способом открывания дверей и уровнем автоматизации управления. Использование подъемников не только упрощает процесс доставки машины в бокс, но и позволяет разместить в гараже гораздо больше автомобилей.
Компактные пассажирские лифты для коттеджей и малоэтажных зданий
Собственный лифт грузоподъемностью 240 кг (3 человека) можно установить не только в офисе, но и в коттедже, чтобы, например, подняться из подземного гаража в гостиную или на кухню. Мощность лифта, двигающегося со скоростью от 0,3 до 0, 6 м/с, - 2 кВт. Учитывая, что им не будут пользоваться ежеминутно, такое энергопотребление можно назвать более чем скромным. Электронный мозг лифта - станция управления с микропроцессорами, по размеру сравнимая с обычным ноутбуком. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни застревал в лифте. В России самая распространенная причина неожиданной остановки лифта - внезапное отключение электроэнергии. Конечно, в лифтовую систему можно вмонтировать встроенные аккумуляторы, но это значительно повысит стоимость. Согласитесь, что оказаться в плену собственной лифтовой кабины было бы вдвойне неприятно. Поэтому разработчики с особым вниманием продумывали надежность и безопасность конструкции. В кабине есть телефон, чтобы можно было обратиться за помощью. Кроме того, любой обитатель дома или квартиры, поднявшись в машинное помещение, сможет вручную довести лифт до нужного уровня. Лифт в коттедже находится внутри жилого пространства, и его дизайн должен гармонировать с общей идеей интерьера. Дизайн лифтовых кабин для общественных зданий претерпевает многочисленные преобразования, от классики до хай-тека, но неизменным остается одно - традиционное использование зеркал. Они не только оптически расширяют замкнутое пространство купе и увеличивают освещенность, но и развлекают пассажиров во время поездки. Ведь собственное отражение в зеркале интересует каждого человека гораздо больше, чем какой-нибудь настенный узор или изогнутый поручень. Дизайнеры и технологи постоянно совершенствуют все типы лифтов, но все же самое главное в подъемных машинах - надежность и безопасность. Поэтому каждое нововведение тщательно исследуется на соответствие правилам техники безопасности. И надо отметить, что российские нормы - одни из самых строгих в Европе.