Загрузка данных
ДО
7 (495) 640-0325

Лифт сегодня

Лифт сегодня

Лифт - одно из самых гуманных достижений технического прогресса, позволяющее человеку без усилий покорять большие высоты за считанные секунды. Сегодня без лифтов немыслимо ни одно современное здание, будь то муниципальное жилье, офисный небоскреб или частный коттедж.

С тех пор как в 1855 году американец Элайша Грейвс Отис изобрел первый в мире безопасный лифт, исключавший возможность падения кабины при обрыве канатов, устройство лифтов не претерпело существенных изменений. Конструкция подъемных машин довольно консервативна, и главная цель новых технических разработок - повышение надежности всех элементов и узлов лифтового оборудования.

Лифты сегодня выполняют самые разнообразные функции. Например, они используются для бережной транспортировки пациентов в медицинских учреждениях, подъема пожарного оборудования. На лифте можно поднять громоздкую мебель на последний этаж или поднос с чашкой кофе из кухни в гостиную. Существуют лифты для экскурсионного обозрения (панорамные). Но все это разнообразие сводится к двум типам, различающимся принципом устройства приводной системы: электрическим и гидравлическим. Электрический лифт - это классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем. В редукторной или безредукторной системах с канатоведущим шкивом, применяющихся соответственно для подъема на среднюю и большую высоту, кабина лифта удерживается в шахте несколькими стальными шахтными канатами, обычно двумя шкивами и противовесом. Вес кабины и противовеса обеспечивает достаточное сцепление между шкивами и шахтными канатами, чтобы шкивы могли удерживать канаты, двигать и удерживать кабину без излишнего проскальзывания. Кабина и противовес движутся по вертикальным направляющим, которые служат для предохранения от раскачивания.

Механизм, приводящий лифт в движение, находится в машинном помещении, которое находится прямо над лифтовой шахтой. Для подводки электричества к кабине и получения от нее электрических сигналов используется многожильный электрический кабель, связывающий машинное помещение с кабиной. Его конец, прикрепленный к кабине, движется вместе с ней, поэтому кабель называется "подвесным". Редукторная лебедка оснащена более скоростным двигателем, а канатоведущий шкив соединен с валом двигателя посредством зубчатой передачи в редукторе, который снижает скорость вращения вала двигателя до более низкой скорости канатоведущего шкива. Безредукторная лебедка имеет низкоскоростной двигатель, а КВШ соединен с валом двигателя напрямую.

В гидравлической системе, используемой преимущественно для низких зданий при подъеме на высоту до 15 м, где умеренная скорость движения кабины приемлема, кабина соединена с верхней частью поршня, который движется вверх-вниз в цилиндре. Кабина движется вверх, когда масло накачивается в цилиндр из резервуара, поднимая при этом поршень. Таким образом, кабина гидравлического лифта "выталкивается" выжимным штоком за счет давления масла. Кабина опускается, когда масло возвращается в резервуар. 

Подъем может быть прямым (поршень связан с кабиной) или при помощи канатов (поршень прикреплен к кабине посредством канатов. В обоих случаях работа, проделываемая насосом двигателя для поднятия кабины на большую высоту, дает кабине возможность проделать работу. Такая передача энергии происходит каждый раз, когда кабина поднимается. Когда кабина опускается, расходуется потенциальная энергия и энергетический цикл заканчивается. Движение кабины лифта вверх и вниз управляется при помощи гидравлического клапана. Несмотря на то, что данная конструкция лифта применяется в малоэтажных зданиях, поскольку с увеличением высоты подъема чрезмерно увеличиваются и габариты гидроагрегата у гидравлического лифта есть одно преимущество: машинное отделение может быть удалено от шахты, потому что гидроагрегат соединяется с подъемной установкой при помощи шлангов.

Революционная концепция лифта

Первое радикальное изменение с момента изобретения редукторного лифта - лифты без машинного отделения. Их можно использовать в зданиях средней и малой этажности - высотой подъема до 75 м. Имеющий форму диска приводной двигатель устанавливается внутри стандартной шахты лифта и крепится к направляющим либо на специальных балках. При встраивании станции управления в дверную раму на верхнем этаже для лифта не требуется отдельное машинное помещение. Достаточно шахты, в которой он работает. Ведущие фирмы разработали компактную безредукторную лебедку, при большой мощности имеющей габариты всего 25 см в ширину и 100 см в длину. Она монтируется под верхним перекрытием шахты лифта, тем самым экономя полезное пространство здания. Изобретены гибкие армированные ремни, которые на 20% легче традиционных канатов с эквивалентной подъемной мощностью. Такая конструкция позволяет архитекторам проектировать здания без дополнительных надстроек. А ускоренный процесс монтажа упрощает работу строительных организаций и минимизирует их взаимодействие с другими подрядчиками на строительной площадке.

Модернизация лифтового оборудования

Сегодня треть из нескольких миллионов существующих в мире лифтов имеет возраст 20 и более лет. Однако не всегда лифты, назначенный срок службы которых истек, нужно заменять новыми. Лифт можно модернизировать, сохранив его основные технические параметры. Иногда достаточно обновить некоторые элементы оборудования, видоизменить интерьер кабины и дверей шахты. Лифтовой "тюнинг" подразумевает не только эстетическое улучшение дизайна, но и модернизацию управления. Фирмы-производители предлагают большой выбор специальных режимов работы и дополнительных опций. Система управления лифтом, обеспечивающая алгоритм его работы, может быть выполнена на различной элементной базе: релейной, электронной или микропроцессорной. Благодаря этим системам в современных кабинах можно, например, установить кнопку открывания дверей, позволяющую удерживать двери открытыми при входе с детской коляской или при погрузке-выгрузке багажа. В медицинском учреждении можно предусмотреть режим приоритетного вызова кабины на любой этаж без выполнения попутных вызовов с площадок, мимо которых проходит лифт. В случае группового управления несколькими лифтовыми кабинами контроллер выбирает для ответа на вызов ту кабину, которая свободна и находится ближе. Таким образом, диспетчер сокращает время ожидания и максимально использует возможности лифтов. А если в кабину войдет слишком много пассажиров, лифт благодаря встроенному контроллеру перегрузки не тронется с места. Современные отделочные материалы, модернизированные аппараты управления, новые технические решения и современные технологии позволяют при минимальных затратах получить лифт, отвечающий высоким техническим требованиям и современному дизайну.

Приставные шахты - лифт в каждый дом!

Лифты можно монтировать на старые здания, внутри которых нет места для устройства лифтовой шахты. В таком случае она крепится непосредственно на фасаде здания. Устанавливая лифты там, где их раньше не было, можно продлить полноценную жизнь старых зданий и создать удобства пожилым людям, которым трудно подниматься по лестницам. При разработке металлоконструкций приставной шахты очень важно учитывать архитектурные особенности здания, где будет размещено лифтовое оборудование. Приставные шахты устанавливаются не только в тех случаях, когда для обычного лифта внутри здания не находится места, но и для экскурсионного обозрения панорамы города или интерьера высотного здания.

Каков дом - таков и подъем

Лифт - визитная карточка дома и его обитателей. Известно, что в многоквартирном жилье лифты эксплуатируются на полную мощность и перевозят самых разных людей. Поэтому в дизайне пассажирских лифтов учитывается не только эстетическая привлекательность, но и защищенность от посягательств некоторых обитателей дома. Лифты комплектуются приказными аппаратами так называемого вандалозащищенного исполнения. Стальные потолок, панели кабины и фасад окрашиваются специальными эпоксидными эмалями, устойчивыми к механическим повреждениям. В кабине монтируется панель управления с кнопками и накладками из нержавеющей стали. Крупные надписи и символы наносятся методом глубокой лазерной гравировки, поэтому не стираются и к тому же удобны для пассажиров с ослабленным зрением.

Малые грузовые лифты

В любом здании может возникнуть потребность в механизированной доставке каких-либо грузов с одного этажа на другой. Для этих целей конструкторами разработаны уникальные сервисные лифты грузоподъемностью от 5 до 300 кг. Такой лифт доставит товары со склада в торговый зал, почту из экспедиции в секретариат, покупки из гаража на кухню, поднимет завтрак из кухни непосредственно в спальню или кабинет. Сервисные подъемники могут быть вмонтированы в уже построенное здание. Преимуществом малого грузового лифта является то, что он движется в несущем шахтном каркасе, состоящем из металлических стоек, которые опираются на пол и крепятся к междуэтажному перекрытию. Затем этот каркас обшивается любым материалом, например, гипсокартоном, декоративными панелями или вагонкой. Сервисные лифты очень компактны и могут вписаться даже в камерное пространство. Минимальный размер кабины - 30x35 см, а максимальный - приблизительно 1x1 м. Габариты шахтного каркаса в зависимости от модели лифта по ширине и глубине соответственно больше кабины примерно на 30 и 20 см. Им не требуется машинное отделение большого размера. В классическом варианте компактный приводной механизм монтируется над шахтой, но может располагаться под ней или рядом. Достоинством подобных лифтов является высокая надежность и экономное энергопотребление. К примеру, лифт грузоподъемностью 50 кг потребляет всего 0,37 кВт, а 250 кг - 2 кВт. 

Современный лифт способен двигаться настолько бесшумно и плавно, что в нем можно перевозить даже самые хрупкие грузы. Иногда при сдаче лифта установщики проводят эксперименты, поражающие воображение заказчиков. Например, перед запуском в кабину ставят бокал, наполненный "под обрез", и перевернутую на ребро монету. После подъема и спуска лифта эти предметы остаются в первоначальной позиции, будто лифт и не трогался с места. Плавность хода позволяет использовать эти машины не только для надежно упакованных грузов, но и для сервисных услуг в ресторане, гостинице или офисе. В лифт загружается поднос с сервированными блюдами и напитками, который будет доставлен на любой этаж в столь же привлекательном виде, как если бы он был принесен самым умелым официантом. Более того, кабина такого лифта может быть с подогревом, чтобы еда за время пути не остыла. Эти лифты, как и любые другие, можно монтировать не внутри здания, а на фасаде в приставной шахте. Однако такое решение, хотя и сэкономит небольшую полезную площадь, значительно увеличит расходы заказчика на утепленную наружную шахту.

Гаражные подъемники для автомобилей

Известно, что на Западе архитекторы очень рационально подходят к использованию полезной площади не только в частном жилье, но и в общественных зданиях. Сегодня в Европе почти во всех многоуровневых гаражах не проектируются пандусы для выезда и въезда машин, а устанавливаются подъемники для автомобилей. Они бывают различных модификаций и различаются способом открывания дверей и уровнем автоматизации управления. Использование подъемников не только упрощает процесс доставки машины в бокс, но и позволяет разместить в гараже гораздо больше автомобилей.

Компактные пассажирские лифты для коттеджей и малоэтажных зданий

Собственный лифт грузоподъемностью 240 кг (3 человека) можно установить не только в офисе, но и в коттедже, чтобы, например, подняться из подземного гаража в гостиную или на кухню. Мощность лифта, двигающегося со скоростью от 0,3 до 0, 6 м/с, - 2 кВт. Учитывая, что им не будут пользоваться ежеминутно, такое энергопотребление можно назвать более чем скромным. Электронный мозг лифта - станция управления с микропроцессорами, по размеру сравнимая с обычным ноутбуком. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни застревал в лифте. В России самая распространенная причина неожиданной остановки лифта - внезапное отключение электроэнергии. Конечно, в лифтовую систему можно вмонтировать встроенные аккумуляторы, но это значительно повысит стоимость. Согласитесь, что оказаться в плену собственной лифтовой кабины было бы вдвойне неприятно. Поэтому разработчики с особым вниманием продумывали надежность и безопасность конструкции. В кабине есть телефон, чтобы можно было обратиться за помощью. Кроме того, любой обитатель дома или квартиры, поднявшись в машинное помещение, сможет вручную довести лифт до нужного уровня. Лифт в коттедже находится внутри жилого пространства, и его дизайн должен гармонировать с общей идеей интерьера. Дизайн лифтовых кабин для общественных зданий претерпевает многочисленные преобразования, от классики до хай-тека, но неизменным остается одно - традиционное использование зеркал. Они не только оптически расширяют замкнутое пространство купе и увеличивают освещенность, но и развлекают пассажиров во время поездки. Ведь собственное отражение в зеркале интересует каждого человека гораздо больше, чем какой-нибудь настенный узор или изогнутый поручень. Дизайнеры и технологи постоянно совершенствуют все типы лифтов, но все же самое главное в подъемных машинах - надежность и безопасность. Поэтому каждое нововведение тщательно исследуется на соответствие правилам техники безопасности. И надо отметить, что российские нормы - одни из самых строгих в Европе.

статья "Гонки по вертикали" П.Чесова

ДО
  • Адрес: Москва, ул. Жебрунова д.6
  • Телефон: 7 (495) 640-0325
  • Факс: 7 (495) 640-0326
  • E-mail: lifts@yandex.ru